Иванко Дилара Альбертовна

Учитель будущего

Тренды образования будущего: к чему готовиться и что изменится

Образование является одной из самых динамичных сфер общества, и оно постоянно адаптируется к изменениям в технологиях, культурных нормах и мировоззрениях. В последние годы мы наблюдаем множество трендов, которые определяют будущее образования и формируют новый взгляд на обучение. В данной статье рассматриваются ключевые тренды, которые будут влиять на образовательную среду будущего, а также направления, к которым стоит готовиться родителям и учителям.

  • Актуальность

С учетом быстрого прогресса технологий, изменений на рынке труда и глобализации, подходы к обучению и воспитанию молодежи становятся все более разнообразными и сложными. По данным Всемирной организации образования, в ближайшие десятилетия, особенно с развитием искусственного интеллекта и других технологий, образовательные процессы претерпят значительные изменения (UNESCO, 2021). Эти изменения требуют от всех участников образовательного процесса готовности адаптироваться к новым условиям.

Исследователи и специалисты в области образования, такие как Тони Уагнер, Клэй Ширки и Джон Хэтти, внесли значительный вклад в изучение трендов, формирующих будущее образования. В частности, работы Хэтти (2009) о влиянии различных методов обучения на успеваемость учеников подчеркивают важность применения инновационных подходов в образовательной практикеТони Уагнер в своей книге "Создание инновации" описывает навыки, необходимые для успешной жизни в 21 веке, акцентируя внимание на критическом мышлении, креативности и способности работать в команде.

  • Основная часть

Одним из ключевых трендов в образовании будущего является интеграция технологий в учебный процесс. Использование виртуальной и дополненной реальности предоставляет учащимся возможность погружаться в учебный материал на совершенно новом уровне. Эти технологии позволяют создавать интерактивные и захватывающие опыты, которые способствуют более глубокому пониманию учебных тем и формируют интерес к изучаемым предметам. Например, использование виртуальных экскурсий дает возможность учащимся исследовать исторические места или биологические среды, не покидая класса.

Еще одним важным трендом является персонализация обучения. Идея о том, что обучение должно быть адаптировано под индивидуальные потребности учащегося, находит все большее признание среди педагогов и образовательных учреждений. Технологии позволяют собирать и анализировать данные о процессе обучения каждого ученика, что открывает возможности для создания персонализированных учебных планов и материалов. Замещение традиционных форм обучения менее формальными подходами, которые учитывают интересы и способности каждого студента, способствует более эффективному усвоению материала.

Кросс-культурное и международное сотрудничество также становится важным направлением в образовании. Программы обмена, виртуальные классы и международные проекты позволяют учащимся взаимодействовать с культурными различиями и учиться у своих сверстников из разных стран. Эти инициативы развивают навыки сотрудничества, открытости к новым идеям и межкультурной коммуникации, что становится необходимым в глобализированном мире.

Не меньшую важность приобретают навыки "гибкого" мышления и адаптивности. В условиях быстроменяющегося мира умение быстро адаптироваться к новым условиям, критически мыслить и решать нестандартные задачи становится более ценным, чем ранее. Учителя должны ставить перед собой цель не просто передать знания, а формировать у детей умение учиться и адаптироваться к изменениям в жизни.

Также стоит отметить важность социально-эмоционального обучения (SEL). Учитывая влияние пандемии COVID-19 на психическое здоровье детей, учебные заведения начинают акцентировать внимание на развитии эмоционального интеллекта и межличностных навыков. Программы SEL помогают учащимся развивать навыки управления эмоциями, эмпатии и взаимодействия с ровесниками, что создает основу для психологического благополучия и успешного взаимодействия в обществе.

Использование искусственного интеллекта в мультимодальной педагогике. Технологии генеративного искусственного интеллекта, позволяющие наряду с текстом использовать изображения, музыку и видео, активируют разные каналы восприятия информации и дают возможность персонализировать обучение. Британские исследователи считают использование генеративного ИИ в мультимодальной педагогике одним из самых перспективных направлений, и это мнение разделяет значительная часть российских инноваторов и студентов.

Более половины инноваторов (55%) и около трети учащихся вузов (30%) согласны с тем, что искусственный интеллект следует интегрировать в мультимодальную педагогику. Наибольший интерес к тренду проявляют инноваторы с ученой степенью и студенты педагогических и экономических направлений, однако будущие математики относятся к нему скептически. По мнению большинства экспертов, ИИ способен повысить эффективность усвоения информации, хотя некоторые специалисты сомневаются в том, что в ближайшее время он окажет значительное влияние на образование в целом.

Иммерсивный подход к обучению второй год подряд остается в числе самых обсуждаемых новшеств. Цифровые и ролевые игры на основе технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) погружают учащихся в культурные и исторические контексты и позволяют изучать язык, культуру, искусство и литературу разных эпох. В России этот тренд положительно оценивает 51% инноваторов и 34% учащихся, однако отношение студентов к нему во многом зависит от профиля обучения. Так, лишь 10% будущих математиков считают его полезным, в то время как среди студентов гуманитарных, социальных и педагогических направлений актуальность тренда отметили от 31 до 47% респондентов.

Педагогика бесконфликтности. Общемировой тренд на предотвращение агрессивного поведения и улучшение отношений между людьми находит поддержку и у россиян. Согласно исследованию, 41% инноваторов и 32% студентов говорят, что учащимся всех уровней необходимо прививать навыки конструктивного разрешения конфликтов. Особенно активно это мнение поддерживают женщины-инноваторы (44%), а также студенты из небольших городов (44%). Эксперты предупреждают, что полностью избежать конфликтов в жизни не удастся, но нужно искать пути их преодоления и поддерживать психологический комфорт в образовательной среде.

Обучение через общение с искусственным интеллектом. Обучающие чат-боты на базе искусственного интеллекта уже используются во многих странах. Такие инструменты, как ChatGPT и Gemini, выступают в роли виртуальных репетиторов для учеников и помогают педагогам создавать учебные материалы.

Применение генеративного ИИ в качестве диалогового помощника поддерживают 39% российских инноваторов и 26% студентов. Особенно актуальным тренд кажется будущим экономистам (38%) и математикам (35%). Инноваторы из крупных федеральных центров демонстрируют больший интерес к интерактивным формам обучения (50%), чем их коллеги из сельских районов (21%). Мнения экспертов относительно перспектив внедрения образовательных чат-ботов разделились. Одни считают, что с развитием технологий искусственный интеллект сможет обеспечить такое же качество обучения, как и традиционная диалоговая форма работы с учителем. Другие сомневаются в том, что с помощью ИИ можно будет достичь такого же уровня взаимодействия.

Диалог с обучающимися об этике использования искусственного интеллекта. Обсуждение этических аспектов использования новых технологий становится важной частью образовательного процесса во всем мире. Все чаще специалисты говорят о том, что молодежь необходимо привлекать к дискуссиям о цифровой этике и к разработке правил поведения в цифровой среде. В России этот тренд находит одинаковую поддержку в среде как инноваторов (34%), так и студентов (30%), но оценка его актуальности зависит от места проживания и возраста участников опроса. Жители мегаполисов уделяют больше внимания правилам цифрового поведения (42%), чем респонденты из сельских регионов (17%). Наибольший интерес к теме проявляют инноваторы в возрасте от 31 года до 45 лет (51%), тогда как их более молодые коллеги интересуются ею значительно реже (25%). 

Учебники с искусственным интеллектом становятся новым инструментом персонализации обучения. Они анализируют поведение читателя, адаптируют контент под его особенности и даже отвечают на вопросы. В России внедрение умных учебников поддерживают 30% инноваторов и 28% студентов. Наиболее высоко потенциал цифровых текстов с ИИ оценивают инноваторы старше 30 лет, работающие в крупных городах. Примечательно, что студенты из мегаполисов относятся к тренду скептически, в отличие от сверстников из малых городов и сел. Невелика поддержка этой технологии и будущими математиками — только 5% респондентов из этой группы считают его актуальным.

Оценивание с помощью технологий расширенной реальности. Технологии расширенной — дополненной, виртуальной и смешанной — реальности (XR) предлагают принципиально новые подходы к оценке результатов обучения. В расширенной реальности учащиеся могут демонстрировать профессиональные компетенции на практике и принимать решения в условиях, максимально приближенных к естественным.

Согласно опросу, этот тренд чаще поддерживают инноваторы (29%), чем студенты (16%). Среди инноваторов особый интерес к нему проявляют женщины (32%). Учащиеся из мегаполисов не считают этот подход достаточно полезным (14%). Несмотря на невысокий уровень поддержки, эксперты уверены в потенциале XR-технологий не только для оценки знаний учащихся, но и для отработки практических навыков в смоделированной рабочей среде.


Поскольку цифровые технологии становятся всё более распространенными, программирование и цифровая грамотность становятся основными компонентами учебных планов. Умение использовать современные технологии, анализировать и безопасно делиться информацией является важным навыком для будущего трудоустройства.

Однако, несмотря на значительные плюсы, переход на новые модели образования сталкивается с трудностями, включая технологическую пропасть, недостаток финансирования и поддерживающего обучения для учителей. Не все школы имеют доступ к современным технологиям, и не все педагоги готовы интегрировать их в учебный процесс. Поэтому необходимо создать условия, способствующие равному доступу к ресурсам и обучению для всех участников образовательного процесса.

  •  Заключение

Образование будущего формируется под влиянием технологий, социальной динамики и изменений на рынке труда. Интеграция технологий, персонализация обучения, межкультурное сотрудничество и развитие социально-эмоционального интеллекта становятся ключевыми направлениями, к которым необходимо готовиться всем участникам образовательного процесса. Важно, чтобы учителя, родители и образовательные учреждения оставались гибкими и открытыми к изменениям, активно исследуя и внедряя новые методы и подходы к обучению. Таким образом, образование будущего будет способствовать созданию компетентных и адаптируемых граждан, готовых к вызовам современного мира.

  •  Список литературы

1. UNESCO (2021). Education in a Post-COVID World: Seven Ideas for Youth and Education Recovery. 

2. Wagner, T. (2012). Creating Innovators: The Making of Young People Who Will Change the World. Scribner.

3. Hattie, J. (2009). Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. Routledge.

4. Shirky, C. (2008). Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations. Penguin Press.

5. Forbes Education (2025). Education Trends 2025: Global Trends Against the Backdrop of Russian Reality

Данная статья освещает основные тренды, формирующие будущее образования, и подчеркивает важность готовности всех участников образовательного процесса к этим изменениям. Основные направления и стратегии, описанные в статье, могут стать основой для дальнейшего осмысления и адаптации образовательных практик в условиях быстро меняющегося мира.


Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ