Иванко Дилара Альбертовна

Учитель будущего

Модель таксономии Блума

Бенджамин Блум выделяет три основные области образовательной деятельности, которые он называет «областями обучения». Эти три области образовательной деятельности представляют собой разные аспекты и типы обучения, и они являются ключевыми компонентами его таксономии образовательных целей. Применение модели на конкретных заданиях можно посмотреть здесь: Презентация. Окружающий мир 3 класс тема дыхания и питания растений

  • Когнитивная область

Бенджамин Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса, которые составляют основу его таксономии когнитивных навыков. Эти категории охватывают разные аспекты умственной активности и представляют собой уровни сложности в обработке информации и знаний. 

  • Знание (Knowledge): эта категория отражает базовый уровень когнитивных навыков, где обучающиеся демонстрируют способность запоминать и воспроизводить факты, термины и концепции. На этом уровне обучающиеся могут перечислять, идентифицировать, называть и описывать факты или явления, например: «Перечислите элементы круговорота воды в природе».
  • Понимание (Comprehension): данная категория включает в себя умение интерпретировать и объяснять информацию. Обучающиеся на этом уровне могут выразить смысл и основные идеи, а также уметь описывать информацию своими словами, например: «Объясните смысл высказывания в своих словах».
  • Применение (Application): на этом уровне обучающиеся способны использовать знания и понимание в новых ситуациях. Они применяют полученные знания для решения практических задач, например: «Примените свойства сложения и умножения  для решения задачи».
  • Анализ (Analysis): здесь обучающиеся способны разбирать информацию на составляющие части и выявлять взаимосвязи между ними. Они проводят анализ данных и инференцию, например: «Проанализируйте структуру текста».
  • Синтез (Synthesis): на этом уровне обучающиеся создают новую информацию или идеи, объединяя различные элементы в единое целое. Они могут генерировать новые решения и концепции, например: «Создайте плакат, который отражает тему «Созвездия»».
  • Оценка (Evaluation): это самый высокий уровень когнитивных навыков. Здесь обучающиеся способны проводить критическую оценку информации, анализировать аргументы и делать выводы о ценности информации или решений. 


  • Психомоторная область

Психомоторная область (Psychomotor Domain) — это одна из трёх основных областей образовательной деятельности, выделенных Бенджамином Блумом в его таксономии образовательных целей. Психомоторная область фокусируется на развитии физических навыков, моторики и умений. В психомоторной области студенты развивают следующие аспекты:

  • Моторные навыки: эта часть психомоторной области включает в себя развитие физических умений и двигательных навыков. Это может включать умения игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, навыки ручной работы, навыки автоматического письма, навыки счета и др.
  • Координация движений: студенты разрабатывают навыки координации между различными частями своего тела и учатся выполнять сложные действия, требующие точности и согласованности движений.
  • Управление инструментами и оборудованием: это включает в себя умение работать с инструментами (линейка, транспортир, циркуль, счётные палочки, ножницы) и техническим оборудованием, такими как компьютеры.
  • Спортивные навыки и физическая активность: в данной области обучающиеся могут развивать спортивные навыки, участвовать в физической активности и спорте, что способствует улучшению физического здоровья и физической формы.
  • Умения в области искусства и творчества: эта часть психомоторной области включает в себя развитие навыков в искусстве, музыке, танце, актерском мастерстве и других формах творчества.
  • Профессиональные навыки(для обучения дальше): в этой области студенты могут развивать навыки и компетенции, специфические для своей профессиональной области, например, навыки врачей, инженеров, программистов и др.

Психомоторная область важна, так как развитие физических навыков и моторики может быть критическим в различных сферах жизни, от профессиональной деятельности до физического здоровья и саморазвития. Эта область также включает в себя умения и навыки, которые могут быть особенно полезными в повседневной жизни и при решении практических задач. 


  • Аффективная область

Аффективная область (Affective Domain) — это одна из трёх основных областей образовательной деятельности, выделенных Бенджамином Блумом в его таксономии образовательных целей. Аффективная область охватывает развитие эмоциональных и социальных аспектов личности, и она фокусируется на  эмоциональных реакциях, ценностных ориентациях и мотивации.

Ценности и убеждения: обучающиеся формируют свои ценности, убеждения и этические нормы. Они определяют, что для них важно и что они считают правильным или неправильным.

Мотивация: в этой области обучения обучающиеся разрабатывают мотивацию и увлечение учебой. Они определяют, почему им важно изучать определенные темы или достигать определенных целей.

Эмпатия и социальная компетенция: аффективная область включает в себя развитие способности обучающихся понимать и сопереживать чувствам и потребностям других людей. Это помогает им развивать лучшие межличностные отношения и навыки сотрудничества.

Эмоциональный интеллект: обучающиеся учатся управлять своими эмоциями, развивать эмоциональную саморегуляцию и понимать, как эмоции влияют на их поведение и принятие решений.

Мировоззрение и отношение к окружающему миру: в аффективной области обучающиеся формируют свое мировоззрение и отношение к различным аспектам жизни и общества. Они обретают более глубокое понимание собственных ценностей и мнений.


  • Список глаголов для каждой категории

Для каждого уровня иерархии навыков в таксономии Блума существует ряд активностей, которые помогают студентам продемонстрировать свои знания и умения на этом уровне. Вот список глаголов, которые часто ассоциируются с каждым уровнем:

 Знание (Knowledge):

  • Перечислить;
  • Называть;
  • Описывать;
  • Идентифицировать;
  • Составлять список;
  • Выявлять;
  • Указывать;
  • Подчеркивать;
  • Цитировать;
  • Определять.

→ Понимание (Comprehension):

  • Объяснить;
  • Интерпретировать;
  • Изложить;
  • Пересказать;
  • Описать смысл;
  • Продемонстрировать понимание;
  • Сравнить;
  • Классифицировать;
  • Обобщить;
  • Расшифровать.

→ Применение (Application):

  • Применить;
  • Использовать;
  • Решать;
  • Выполнять;
  • Применять в практике;
  • Проводить;
  • Демонстрировать;
  • Изменять;
  • Применять к новым ситуациям

 Анализ (Analysis):

  • Анализировать;
  • Выявлять связи;
  • Разбирать на составляющие;
  • Сравнивать и константировать;
  • Обнаруживать закономерности;
  • Классифицировать элементы;
  • Раскрывать структуру.
  • Идентифицировать причины и следствия;

 Синтез (Synthesis):

  • Создавать;
  • Составлять;
  • Генерировать;
  • Разрабатывать;
  • Конструировать;
  • Сочинять;
  • Выявлять закономерности;
  • Интегрировать информацию;
  • Совершенствовать;
  • Структурировать.

→ Оценка (Evaluation):

  • Оценивать;
  • Сравнивать и оценивать;
  • Выделять наиболее важные аспекты;
  • Делать выводы;
  • Производить критическую оценку;
  • Оценивать эффективность;
  • Судить о ценности;
  • Оправдывать;
  • Критически анализировать.

Эти глаголы предоставляют ясное видение о том, какие виды деятельности и задач соответствуют каждому из уровней в таксономии Блума, помогая учителям структурировать образовательные цели и оценочные задания.

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ