Модель таксономии Блума
Бенджамин Блум выделяет три основные области образовательной деятельности, которые он называет «областями обучения». Эти три области образовательной деятельности представляют собой разные аспекты и типы обучения, и они являются ключевыми компонентами его таксономии образовательных целей. Применение модели на конкретных заданиях можно посмотреть здесь: Презентация. Окружающий мир 3 класс тема дыхания и питания растений
- Когнитивная область
Бенджамин Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса, которые составляют основу его таксономии когнитивных навыков. Эти категории охватывают разные аспекты умственной активности и представляют собой уровни сложности в обработке информации и знаний.
- Знание (Knowledge): эта категория отражает базовый уровень когнитивных навыков, где обучающиеся демонстрируют способность запоминать и воспроизводить факты, термины и концепции. На этом уровне обучающиеся могут перечислять, идентифицировать, называть и описывать факты или явления, например: «Перечислите элементы круговорота воды в природе».
- Понимание (Comprehension): данная категория включает в себя умение интерпретировать и объяснять информацию. Обучающиеся на этом уровне могут выразить смысл и основные идеи, а также уметь описывать информацию своими словами, например: «Объясните смысл высказывания в своих словах».
- Применение (Application): на этом уровне обучающиеся способны использовать знания и понимание в новых ситуациях. Они применяют полученные знания для решения практических задач, например: «Примените свойства сложения и умножения для решения задачи».
- Анализ (Analysis): здесь обучающиеся способны разбирать информацию на составляющие части и выявлять взаимосвязи между ними. Они проводят анализ данных и инференцию, например: «Проанализируйте структуру текста».
- Синтез (Synthesis): на этом уровне обучающиеся создают новую информацию или идеи, объединяя различные элементы в единое целое. Они могут генерировать новые решения и концепции, например: «Создайте плакат, который отражает тему «Созвездия»».
- Оценка (Evaluation): это самый высокий уровень когнитивных навыков. Здесь обучающиеся способны проводить критическую оценку информации, анализировать аргументы и делать выводы о ценности информации или решений.
- Психомоторная область
Психомоторная область (Psychomotor Domain) — это одна из трёх основных областей образовательной деятельности, выделенных Бенджамином Блумом в его таксономии образовательных целей. Психомоторная область фокусируется на развитии физических навыков, моторики и умений. В психомоторной области студенты развивают следующие аспекты:
- Моторные навыки: эта часть психомоторной области включает в себя развитие физических умений и двигательных навыков. Это может включать умения игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, навыки ручной работы, навыки автоматического письма, навыки счета и др.
- Координация движений: студенты разрабатывают навыки координации между различными частями своего тела и учатся выполнять сложные действия, требующие точности и согласованности движений.
- Управление инструментами и оборудованием: это включает в себя умение работать с инструментами (линейка, транспортир, циркуль, счётные палочки, ножницы) и техническим оборудованием, такими как компьютеры.
- Спортивные навыки и физическая активность: в данной области обучающиеся могут развивать спортивные навыки, участвовать в физической активности и спорте, что способствует улучшению физического здоровья и физической формы.
- Умения в области искусства и творчества: эта часть психомоторной области включает в себя развитие навыков в искусстве, музыке, танце, актерском мастерстве и других формах творчества.
- Профессиональные навыки(для обучения дальше): в этой области студенты могут развивать навыки и компетенции, специфические для своей профессиональной области, например, навыки врачей, инженеров, программистов и др.
Психомоторная область важна, так как развитие физических навыков и моторики может быть критическим в различных сферах жизни, от профессиональной деятельности до физического здоровья и саморазвития. Эта область также включает в себя умения и навыки, которые могут быть особенно полезными в повседневной жизни и при решении практических задач.
- Аффективная область
Аффективная область (Affective Domain) — это одна из трёх основных областей образовательной деятельности, выделенных Бенджамином Блумом в его таксономии образовательных целей. Аффективная область охватывает развитие эмоциональных и социальных аспектов личности, и она фокусируется на эмоциональных реакциях, ценностных ориентациях и мотивации.
Ценности и убеждения: обучающиеся формируют свои ценности, убеждения и этические нормы. Они определяют, что для них важно и что они считают правильным или неправильным.
Мотивация: в этой области обучения обучающиеся разрабатывают мотивацию и увлечение учебой. Они определяют, почему им важно изучать определенные темы или достигать определенных целей.
Эмпатия и социальная компетенция: аффективная область включает в себя развитие способности обучающихся понимать и сопереживать чувствам и потребностям других людей. Это помогает им развивать лучшие межличностные отношения и навыки сотрудничества.
Эмоциональный интеллект: обучающиеся учатся управлять своими эмоциями, развивать эмоциональную саморегуляцию и понимать, как эмоции влияют на их поведение и принятие решений.
Мировоззрение и отношение к окружающему миру: в аффективной области обучающиеся формируют свое мировоззрение и отношение к различным аспектам жизни и общества. Они обретают более глубокое понимание собственных ценностей и мнений.
- Список глаголов для каждой категории
Для каждого уровня иерархии навыков в таксономии Блума существует ряд активностей, которые помогают студентам продемонстрировать свои знания и умения на этом уровне. Вот список глаголов, которые часто ассоциируются с каждым уровнем:
→ Знание (Knowledge):
- Перечислить;
- Называть;
- Описывать;
- Идентифицировать;
- Составлять список;
- Выявлять;
- Указывать;
- Подчеркивать;
- Цитировать;
- Определять.
→ Понимание (Comprehension):
- Объяснить;
- Интерпретировать;
- Изложить;
- Пересказать;
- Описать смысл;
- Продемонстрировать понимание;
- Сравнить;
- Классифицировать;
- Обобщить;
- Расшифровать.
→ Применение (Application):
- Применить;
- Использовать;
- Решать;
- Выполнять;
- Применять в практике;
- Проводить;
- Демонстрировать;
- Изменять;
- Применять к новым ситуациям
→ Анализ (Analysis):
- Анализировать;
- Выявлять связи;
- Разбирать на составляющие;
- Сравнивать и константировать;
- Обнаруживать закономерности;
- Классифицировать элементы;
- Раскрывать структуру.
- Идентифицировать причины и следствия;
→ Синтез (Synthesis):
- Создавать;
- Составлять;
- Генерировать;
- Разрабатывать;
- Конструировать;
- Сочинять;
- Выявлять закономерности;
- Интегрировать информацию;
- Совершенствовать;
- Структурировать.
→ Оценка (Evaluation):
- Оценивать;
- Сравнивать и оценивать;
- Выделять наиболее важные аспекты;
- Делать выводы;
- Производить критическую оценку;
- Оценивать эффективность;
- Судить о ценности;
- Оправдывать;
- Критически анализировать.
Эти глаголы предоставляют ясное видение о том, какие виды деятельности и задач соответствуют каждому из уровней в таксономии Блума, помогая учителям структурировать образовательные цели и оценочные задания.
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.