Иванко Дилара Альбертовна

Учитель будущего

5 проблем начинающего специалиста или с чем я столкнулась на практике

Лагерная практика закончилась и хочу поделиться с вами важными моментами, на которые стоит обратить внимание при работе с детьми, это может пригодиться не только при работе вожатым, но и начинающим учителям.

 1. Планировать - хорошо, но не всё идёт так как вы задумывали

Думаю, что это известно каждому, но тем не менее гибкость и по сей день является важным навыком в soft skills. На моей практике как в лагере, так и в школе возникали похожие ситуации. Данная проблема также связана с неустойчивостью нервной системы младших школьников, о которой расскажу ниже. Дело также и в том, как родители влияют на детей. Случаи на практике связаны между собой такими причинами как:

  • Перфекционизм - черта личности, для которой характерно желание достичь идеальных, ровных результатов во всём. В связи с этим и неустойчивостью то, что у детей не получалось хорошо, вызывало реакцию слез, обиды, замкнутости. В таких случаях важно не поддаваться чувствам ребёнка, но и не игнорировать. Узнайте, чего не хватает по его мнению до идеала своей работы.
  • Игнорирование запросов детей. Мы не можем заметить все - это так, но тем не менее важно быть внимательным. Одна из особенностей детского мышления - эгоцентризм, то есть дети не понимают до конца, что другие могут думать по-другому, им кажется, что все могут думать также как и они. Игнорирование может вызывать такие же реакции как и в предыдущем пункте, но отдача от ребенка может полностью упасть и на какое-то время ребенок может отказываться взаимодействовать.
  • Отсутствие четкости в формулировки заданий. Но не только в этом беда, дети побоятся задать вопрос или не захотят признавать, что они что-то не понимают. Спрашивайте и говорите с ними. При просьбе повторить и объяснить задание, ребёнок передаёт информацию с нашего сложного языка и нашей системы языка на их систему, поэтому восприятие информации их уровня у тех, кто не понимал, становится выше. 

Все данные проблемы приводят к важному навыку - гибкости. Обращайте внимание на детали, меняйте их так, чтобы цель оказалась достигнута.


2. Неустойчивость нервной системы младших школьников, особенно первого класса

Неустойчивость нервной системы у младших школьников, особенно в первом классе, стала актуальной темой для исследования в последнее десятилетие. Переход от дошкольного к школьному обучению ассоциируется с рядом стрессоров, которые могут негативно влиять на психоэмоциональное состояние детей.

Основные признаки неустойчивости нервной системы

  • Эмоциональная лабильность: частые смены настроения, истерики и повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
  • Сниженная концентрация внимания: трудности в восприятии и запоминании учебного материала.
  • Повышенная утомляемость: быстрая утомляемость как в физическом, так и в интеллектуальном плане.
  • Соматические проявления: головные боли, боли в животе, нарушения сна и другие физические симптомы.

Влияющие факторы

  • Возрастные особенности: нервная система младших школьников еще не завершила свое развитие, что делает детей более уязвимыми к стрессовым факторам.
  • Социальное окружение: переход в школу сопровождается изменением социальной обстановки, и дети могут испытывать трудности в общении со сверстниками и учителями.
  • Учебная нагрузка: увеличение объема учебной информации и требований со стороны учителей могут вызывать стресс и беспокойство.
  • Семейные факторы: нестабильная обстановка в семье, конфликты и недостаток эмоциональной поддержки могут усиливать неустойчивость нервной системы.

Методы преодоления неустойчивости

  • Игровая терапия: использование игр для развития эмоционального интеллекта и социальных навыков.
  • Психологическое консультирование: индивидуальные и групповые занятия с психологом для работы над самооценкой и эмоциональной устойчивостью.
  • Интеграция физических активностей: спорт и физические упражнения как способ снятия напряжения и улучшения общего самочувствия.


3. При взаимодействии с детьми не забывайте, что являетесь примером, а не просто подружкой

Данная проблема характерна для начинающих специалистов. Неловкость, сомнения, неуверенность, страх конфликтов могут привести вас к мысли быть "добрым полицейским", однако данная позиция ведет к ряду других проблем, одна из которых - подружка, а не учитель или вожатый. Близкий контакт, вам доверяют, можно пошутить, сначала это всё кажется смелым и правильным решением, но потом замечаете такое: 

  • Нарушение дисциплины
  • Отсутствие как такового уважения. Заметите, что ваше мнение может терять свою значимость и вес
  • Прогуливание уроков или смен. Вы же не авторитет, значит ощущение, что ничего не сделаете
  • При попытке поменять педагогический стиль вы можете столкнуться с тем, что дети закроются, а то и вовсе отвернутся от вас
  • Позволение себе делать различные "розыгрыши" над вами, вы ведь вместе шутили, а теперь такой поворот

В данной ситуации скажу, что я не сразу замечаю, где перехожу границы, но тем не менее не поздно. Так однажды шутки зашли дальше, чем я ожидала, или ребенок позволил себе кого-то ударить, вы ведь ничего не скажете. Всегда оставайтесь авторитетом, чьё слово может иметь значение.

4. Конфликты

На начальных этапах дети неадаптированы и не так дружны с коллективом, могут возникать конфликты, в этот момент важно осознавать, что как такового времени подумать нет, важность быть не только гибким, но и находчивым.

Основные причины конфликтов:

  • Социальная конкуренция: желание быть принятым в коллектив, проявление лидерства и соперничество могут приводить к конфликтам между детьми.
  • Коммуникационные барьеры: недостаток навыков общения, различные стили взаимодействия и непонимание могут стать источником недоразумений.
  • Различия в личных интересах: не совпадение интересов и предпочтений в играх или учебной деятельности может привести к спорам.
  • Стресс и эмоциональное давление: усталость, перегрузка или смена обстановки (например, переход в лагерь) могут вызывать у детей повышенную конфликтность.


Конфликты в школе

В школьной среде конфликты могут возникать в ходе учебного процесса, на переменах или во время совместных мероприятий. Они чаще всего связаны с:

  • Конфликтами между сверстниками (например, из-за игрушек, первенства в игре или оценки);
  • Проблемами взаимодействия с учителями (недопонимание требований, неравномерная оценка);
  • Конфликтами в группе (например, конфликты в парах или рабочих группах).

Конфликты в лагере

В лагерной среде конфликты могут быть вызваны другими факторами:

  • Изменение привычной обстановки, что создает стресс и усиливает эмоциональную реакцию;
  • Жилищные условия, совместное проживание в комнатах, что может приводить к разногласиям из-за недостатка личного пространства;
  • Соревнования и игры, которые могут вызвать чувство соперничества и негативные эмоции.

Профилактика конфликтов:

  • Установление четких правил поведения и коммуникации в группах;
  • Проведение тренингов по развитию эмоционального интеллекта и навыков общения;
  • Организация совместных мероприятий, которые укрепляют сплоченность группы.

Модель разрешения конфликтов:

  • Выслушивание обеих сторон: слушать и понимать мнение каждого ребенка, чтобы выявить источники конфликта.
  • Поиск компромисса: стимулирование детей к поиску взаимоприемлемых решений и уважению мнения друг друга.
  • Привлечение нейтральной стороны: в сложных ситуациях может быть полезно включение учителя или консультанта.
  • Работа с эмоциями: обучение детей управлению своими эмоциями и использованию их для конструктивного диалога. Применение техник релаксации и снятия стресса для повышения эмоциональной устойчивости.


 5. От вас зависит командный дух и настрой, но бывает так, что не все дети готовы сотрудничать, понимание мотивации обучающихся и ваше отношение может повлиять

Роль учителя в формировании командного духа

Отношение учителя к ученикам непосредственно отражает атмосферу в классе. Педагог, который проявляет поддержку, внимание и понимание, способствует созданию положительного климата, в котором каждый ребенок чувствует себя значимым.

  • Личный пример: учитель, демонстрирующий командный дух и готовность к сотрудничеству, служит моделью для учеников. Позитивное взаимодействие, открытость к общению и желание работать в команде могут вдохновить детей.
  • Создание доверительной обстановки: поддерживающая среда, в которой дети чувствуют себя комфортно, позволяет им открываться, делиться своими мыслями и идеями, а также рисковать в предложении решений.
  • Обратная связь: эффективное взаимодействие и предоставление конструктивной обратной связи помогают детям понять, что их мнение ценно и важно.


Понимание мотивации обучающихся

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные мотивации, которые влияют на его желание участвовать в учебном процессе. Понимание этих мотиваций может помочь учителю подобрать подходящие методы и формы работы.

  • Индивидуальные интересы: учитель может использовать интересы и увлечения учеников для создания увлекательных командных заданий, что способствует более высокому уровню вовлеченности.
  • Целевые установки: формулирование конкретных, достижимых целей, которые будут понятны и близки детям, может помочь им увидеть пользу сотрудничества и работать в команде.
  • Награды и успехи: разработка системы поощрений за совместную работу может мотивировать детей принимать участие в командных действиях.

Проблемы недостаточной готовности к сотрудничеству

  • Личностные особенности: некоторые дети могут быть интровертами или испытывать стеснение при взаимодействии с другими. Учет индивидуальных стилей общения и предоставление возможности для работы наедине или в малых группах может помочь им адаптироваться.
  • Конфликты и конкуренция: когда в классе присутствует конкуренция, некоторые дети могут предпочесть индивидуальные задачи командным, из-за страха или амбициозного стремления быть первыми.
  • Недостаток навыков коммуникации: не все дети умеют эффективно общаться, выражать свои мысли и слушать других. Учитель может внедрять упражнения, развивающие навыки общения и совместной деятельности.

Методы для повышения командного духа и готовности к сотрудничеству

  • Игры и активности на сплочение: командные игры и проектные задания, фокусирующиеся на взаимодействии, могут помочь детям познакомиться и развить навыки командной работы.
  • Групповое обсуждение: регулярные беседы о важности сотрудничества помогают ученикам осознать преимущества работы в команде и формируют открытое отношение к совместной деятельности.
  • Долгосрочные проекты: совместные проекты, требующие участия всех учеников и предполагающие распределение ролей, помогают развивать чувство ответственности и важности каждого члена команды.


Командный дух и настрой в классе определяются не только усилиями учителя, но и готовностью детей сотрудничать. Понимание мотивации обучающихся и отношение учителя имеют критическое значение для формирования атмосферы поддержки и единства.

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ